English  Русский

"Without a referendum in Georgia, you can not introduce a new tax or raise tax rates" - legal expert David Chkonia



How do they protect interests of foreign investors in Georgia?

International Investment publishes the first part of the interview with legal expert David Chkonia, co-founder, and director of the holding «Legal Consulting Center LLC », the head of the Adjara office of the Association of Employers of Georgia. We spoke about the investment attractiveness of Georgia, the nuances of taxation and reporting, and also about how the interests of foreign investors are protected.

Holding «Legal Consulting Center LLC » is a legal company with extensive experience in corporate, civil, administrative, criminal law. The company provides legal and financial services, business consulting, practical consulting, project management, management, lobbying, negotiation. You can contact the Legal Consulting Center LLC by phone: (+995) 598 272 710, e-mail: info@legalconsulting.ge. The main office of the company is located in the Republic of Adjara, Batumi city at the address: Konstantine Gamsakhurdia st. 13 Batumi, Georgia

- David, projects of foreign investors have been actively developing for several years in Georgia already. What creates the investment appeal of Georgia in your opinion? What are the advantages for an investor you would note?

- First of all, it is a security. For those foreigners who imagine Georgia in the nineties, this is a surprise. Probably people do not talk much about our country abroad and do not advertise it but nowadays, our country is the safest in the region and one of the safest in Europe.

This concerns not only the security of investments but also the general level of security in the country. Now we have practically no organized crime, there is practically no corruption, the minimum level of criminal offenses.

Secondly, it is a protection of interests of foreign investors and their investments. In Georgia, this is a priority of state policy. We can say that the past 15 years showed a very high priority for the issue of creating an attractive business climate for foreign investors. Of course, local business is also a priority. But if the level of its security I would rate highly, then the level of protection of foreign business is even higher in my opinion. We have a special attitude towards foreigners.

Thirdly, it is the level of development of democracy and freedoms in Georgia. It is one of the highest in eastern Europe. Compare the place of Georgia in international rankings and just look at the news feeds of our country and compare with others. This is also very important for understanding the level of protection of business investment.

Fourthly, this is a factor of high standards of service and public services, which allow, for example, to open a company in Georgia in one day, open an account in 10 minutes, issue real estate in one day, reconcile an architectural project and get a building permit. The majority of supervising and checking organizations have been liquidated more than ten years ago, that has seriously beaten the ground from under the feet of corruption and created the necessary conditions for the development of the business.

In addition to this, Georgia's investment attractiveness score is supplemented by a favorable situation against the backdrop of negative trends in the region: there are wars in the Arab world, even in such prosperous countries as Qatar and the Arab Emirates, investment attractiveness is now falling, property prices in Israel are falling, reduces their investment attractiveness and positively highlights Georgia in the region. Practically, Georgia is in Transcaucasia and remains the only state in which business and tourism develop in the region. The country goes ahead and here the investor can really feel safe.

I would like to add to this the mentality of Georgians and strong national traditions. It is about hospitality as a feature of culture. It is Georgian hospitality that allows foreigners and tourists to feel at home in Georgia without feeling any discrimination or hostility. All this creates an environment that attracts investors and tourists to Georgia. Therefore, after visiting Georgia once, the guests of the country return here, again and again, buy real estate, open a business, make new acquaintances and so on.

The factor of our geostrategic position also has an effect: location on the Silk Road, the convenience of transit, etc., which also attracts investments in related sectors of the economy.

-Many people are concerned about the tax burden in the first place, the tax burden in the countries of old Europe is often quite high, in some countries it reaches 45% of the profit, and corporate profit tax rates are even higher. In the countries of Eastern Europe, the indicators are different, for example, in some countries this is a 10% tax rate of profit, in some 20% -25%. What can you say about the tax burden in Georgia? For individuals and corporate players?

-It is worth saying that the tax burden in Georgia, although not the lowest in the world, is one of the lowest in Europe. Tax rates range from 5% to 20%; they are low taxes compared to Europe, where rates are 40%, 45%, and 60%. Another important plus that our tax system is very simple because an individual pays only one tax - an income tax of 20%, there is no social or pension tax or other taxes. This makes the tax system simple, understandable and clear. The VAT rate is 18%. For companies, a 15% tax on profits. A natural person pays a 5% tax on dividends, and 5% on the resale of real estate.

Now VAT is paid if the annual turnover of the company exceeds 100 000 GEL. But the government plans to raise the bar to half a million lari, so companies with a lower turnover will be exempted from VAT. This will give freedom to representatives of small and medium-sized businesses, free them from paying VAT. Then businessmen will be able to reinvest this money, which did not go to pay VAT in business. This will make them freer and increase competitiveness.

That is, in practice, the tax burden in Georgia is not so low as in offshore. But taxes in Georgia are among the lowest in Europe. Plus, this adds ease of documentation. We can say that there is no tight control by the tax service because all the document circulation is fixed and can be traced electronically. The declaration is filed electronically, invoices and invoices can be viewed on a web portal. As a result of this system, a businessman who honestly conducts business can work for 10 years without ever having seen a tax inspector.

Administration of taxes and pressure from the state in Georgia are minimal. Control by the state is very delicate and does not create any discomfort, therefore it turns out that a person opens a company, starts his business, and keeps tax records in such a way that several years pass and he does not meet anyone from the tax service. Inspectors very rarely conduct inspections. Electronic declaring and electronic tax accounting provide the tax service with this opportunity. Thus, the tax service has the ability to monitor the turnover and tax reporting of the company. If there are suspicions with the company that it may be concealing it, hiding some taxes, or something similar, then only in this case they come to check if the tax service looks like that, for example, there all the company's revenues are taxed, everything is in order, even if the company has some minor violations, it will not be checked. Therefore, we even have about a dozen clients, which the tax service never checked, because they honestly work, the tax sees it. And when the tax assesses companies for violations, they simply do not fall into the risk group and therefore are not tested. This approach - the electronic system of declaring and accounting, as well as low tax rates allow the Georgian tax system not only to be competitive in comparison with many European countries but also to be more profitable to the investor.

-David, can you tell us what is an act of economic freedom? How much this is relevant for Georgia, because this title often sounds in the news, I would like talk about this topic. Georgia has legislative norms that do not allow the government to raise taxes or introduce new ones without the decision of a nationwide referendum? Is it true?

-It is about the article in the Constitution, which says that without a referendum, you can not introduce a new tax or raise tax rates. That is, the tax can always be reduced by the government, but to introduce a new tax or raise the existing one, people's consent is needed through a referendum. This norm is protected at the highest level. The state alone can not independently enact or increase an existing tax. For example, pension reform is underway now, and the authorities wanted to introduce so-called retirement savings, but in practice, it turns out that they had to introduce a new tax for employers. When the discussions were going on, we, representatives of business, stated that we would submit to the constitutional court and win this case in 5 minutes because we can not introduce a new tax without a referendum, so now this reform has stopped. The risk that someone, some government suddenly thinks of making a new tax or increasing the tax, is practically nonexistent. Because it will happen only if all the people and the state agree and the majority will agree to the introduction of a specific tax. Since everyone will vote in a referendum, the state can not cancel this article because it will be a political suicide. Therefore, we can confidently say that the existing tax system will remain stable in the future or become even more liberal. This means that as such there are no tax risks for investors and entrepreneurs in Georgia.

-The news related to one of the initiatives of the government is to reduce the tax for small businesses, as far as I understand it is a question of a rate of 1%, instead of 5% of turnover with a simplified taxation system. How realistic is this initiative, what do you think?

- This initiative can be implemented, but this will not affect the economy in any way. The status of the small business, which is now prescribed in the code, is taxed 5%. But taxes from small businesses have an insignificant share in the economy. That is, for those people who have the status of a small business, this can be very important. But for Georgia's economy or financial sector, this will not change anything.

-Well, in any case, for some particular small merchant this can make a difference.

-Of course, reducing taxes, changing administrative norms and mechanisms are always very useful and very positive for specific people and stimulates business activity. But the Georgian economy will not bring major changes.

To be continued...

International Investment

Поделиться в Facebook

English  Русский

«Без референдума в Грузии нельзя ввести новый налог или поднять ставки налогов» – эксперт по правовым вопросам Давид Чкония


Как защищают интересы иностранных инвесторов в Грузии

Журнал International Investment публикует первую часть интервью с экспертом по правовым вопросам Давидом Чкония, соучредителем и директором холдинга «Legal Consulting Center», руководителем Аджарского представительства Ассоциации работодателей Грузии. Говорили об инвестиционной привлекательности Грузии, нюансах налогообложения и отчетности, а также о том, чем защищены интересы иностранных инвесторов.

Холдинг «Legal Consulting Center LLC »– юридическая компания с большим опытом в корпоративном, гражданском, административном, уголовном праве. Компания оказывает услуги юридического и финансового обслуживания, бизнес-консалтинга, практического консалтинга, управления проектами, менеджмента, лоббирования интересов, ведения переговоров. Связаться с «Legal Consulting Center LLC » можно по телефону: (+995) 598 272 710, электронной почте: [email protected]. Главный офис компании находится в Республике Аджария, городе Батуми по адресу: Konstantine Gamsakhurdia st. 13 Batumi, Georgia


- Давид, в Грузии уже не первый год активно развиваются проекты иностранных инвесторов. Что, на ваш взгляд, создает инвестиционную привлекательность Грузии? Какие плюсы для инвестора Вы бы отметили?

- Во-первых, это, конечно, безопасность. Для тех иностранцев, кто представляет себе Грузию по девяностым годам, это неожиданность. Может быть, об этом мало говорят за рубежом и мало рекламируют Грузию, но сегодня наша страна самая безопасная в регионе и одна из самых безопасных в Европе.

Это касается не только безопасности инвестиций, но и общего уровня безопасности в стране. Сейчас у нас практически отсутствует организованная преступность, практически нет коррупции, минимальный уровень криминальных правонарушений.

Во-вторых, это защита интересов иностранных инвесторов и их инвестиций. В Грузии это приоритет государственной политики. Можно сказать, что последние 15 лет очень высокий приоритет у вопроса создания привлекательного для иностранных инвесторов бизнес-климата. Конечно, в приоритете и местный бизнес. Но если уровень его защищенности я бы оценил высоко, то уровень защиты иностранного бизнеса, на мой взгляд, еще выше. У нас особенное отношение к иностранцам.

В-третьих, это уровень развития в Грузии демократии и свобод. Он один из наиболее высоких в восточной Европе. Сравните место Грузии в международных рейтингах и просто посмотрите на новостные ленты нашей страны и сравните с другими. Это тоже очень важно для понимания уровня защиты бизнес-инвестиций.

В-четвертых, это фактор высоких стандартов обслуживания и государственных сервисов, которые позволяют, например, открыть в Грузии компанию за один день, открыть счёт за 10 минут, оформить недвижимость за один день, за месяц согласовать архитектурный проект и получить разрешение на строительство и т.д. У нас большинство контролирующих и проверяющих организаций были ликвидированы более десяти лет назад, что серьезно выбило почву из под ног коррупции и создало необходимые условия для развития бизнеса.

В дополнение к этому, баллов инвестиционной привлекательности Грузии добавляет благополучная ситуация на фоне негативных тенденций в регионе: идут войны в арабском мире, даже в таких благополучных странах, как Катар и Арабские эмираты сейчас падает инвестиционная привлекательность, снижаются цены на недвижимость в Израиле, это все снижает их инвестиционную привлекательность и позитивно выделяет Грузию в регионе. Практически Грузия в Закавказье и в регионе остается единственным государством, в котором развивается бизнес и туризм. Страна идёт вперед и в ней инвестор действительно может себя чувствовать в безопасности.

Добавим к этому менталитет грузин и сильные национальные традиции. Речь идет о гостеприимстве как черте культуры. Именно грузинское гостеприимство дает иностранцам и туристам чувствовать себя в Грузии как дома, не ощущая какой-либо дискриминации или враждебности. Все это создает обстановку, которая привлекает в Грузию инвесторов и туристов. Поэтому побывав в Грузии один раз, гости страны возвращаются сюда снова и снова, покупают недвижимость, открывают бизнес, заводят новые знакомства и так далее.

Также влияет фактор нашего геостратегического положения: расположение на Шёлковом пути, удобство транзита и т.д., что тоже привлекает инвестиции в связанных секторах экономики.

- Скажите, многих волнует вопрос в первую очередь налоговой нагрузки, налоговая нагрузка в странах старой Европы зачастую достаточно высокая, в некоторых странах достигает 45% от прибыли, а корпоративные показатели налогов на прибыль бывают еще выше. В странах восточной Европы показатели разные, например, в некоторых странах это 10% ставка налога прибыль, в некоторых 20%-25%. Как обстоят дела с налоговой нагрузкой в Грузии? Для частных лиц и для корпоративных игроков?

- Стоит сказать, что налоговая нагрузка в Грузии хотя и не самая низкая в мире, но одна из самых низких в Европе. Налоговые ставки составляют от 5% до 20%, это невысокие налоги по сравнению с Европой, где ставки бывают и 40%, и 45%, и 60%. Еще один немаловажный плюс, что наша налоговая система очень простая, потому что физическое лицо платит только один налог – подоходный налог 20%, нет никакого социального или пенсионного налога или сбора, или других налогов. Это делает налоговую системы простой, понятной и четкой. Ставка НДС у нас 18%. Для компаний 15% налог на прибыль. Физическое лицо при получении дивидендов платит налог 5%, а при перепродаже недвижимости – 5% с прибыли.

Сейчас НДС платится в случае, если годовой оборот компании превышает 100 000 лари. Но правительство планирует поднять планку до полмиллиона лари, соответственно компании с более низким оборотом будут освобождены от НДС. Это даст свободу представителям малого и среднего бизнеса, освободит их от уплаты НДС. Тогда бизнесмены смогут реинвестировать эти деньги, которые не ушли на уплату НДС в бизнес. Это сделает их свободнее и повысит конкурентоспособность.

То есть, практически, налоговая нагрузка в Грузии не настолько низкая как в офшорах. Но налоги в Грузии одни из самих низких в Европе. Плюс к этому добавляется легкость ведения документации. Можно сказать, что отсутствует жесткий контроль со стороны налоговой службы, потому что весь документооборот фиксируется и прослеживается в электронном виде. Декларация подается в электронном виде, счета и накладные можно просмотреть на веб-портале. В результате этой системы бизнесмен, который честно ведет бизнес, может работать лет 10 ни разу не увидев налогового инспектора.

Администрирование налогов и давление со стороны государства в Грузии минимальны. Контроль со стороны государства очень деликатный и не создает никакого дискомфорта, поэтому практически получается так, что человек открывает компанию, начинает свой бизнес, и ведет налоговый учет так, что проходит несколько лет, а он никого не встречает из налоговой службы. Инспекторы крайне редко проводят проверки. Именно электронное декларирование и электронный налоговый учёт предоставляют налоговой службе такую возможность. Таким образом налоговая служба имеет возможность контролировать оборот и налоговую отчетность компании. Если с компанией связаны подозрения, что, возможно, она утаивает, скрывает какие-то налоги, или что-то подобное, то только в этом случае приходят на проверку, если налоговая служба смотрит, что, например, там все доходы компании облагаются налогом, все в порядке, то даже если у компании есть какие-то мелкие незначительные нарушения, проверять ее не будут. Поэтому у нас даже есть около дюжины клиентов, которых налоговая служба не проверяла никогда, потому что они честно работают, налоговая видит это. И когда налоговая оценивает компании на предмет нарушений, они просто не попадают в рисковую группу и поэтому не проверяются. Такой подход – электронная система декларирования и учета, а также низкие налоговые ставки позволяют грузинской налоговой системе не просто быть конкурентоспособной по сравнению с многими европейскими государствами, но и быть для инвестора более выигрышной.

– Скажите, Давид, а что такое акт экономической свободы? Насколько это актуально для Грузии, потому что это название часто звучит в новостях, хотелось бы немножко затронуть и эту тему. В Грузии есть законодательные нормы, которое не позволяют правительству поднимать налоги или вводить новые без решения общенародного референдума? Это правда?

- Речь идет о статье в Конституции, в которой говорится, что без референдума нельзя ввести новый налог или поднять ставки налогов. То есть снизить налог всегда может правительство, но чтобы ввести новый налог или поднять существующий, нужно народное согласие с помощью референдума. Эта норма у нас защищена на самом высоком уровне. Государство самостоятельно не может какой-то новый налог принять или увеличить существующий. Вот, например, сейчас проходит пенсионная реформа, и власти хотели ввести так называемое пенсионное сбережение, но практически получается, что они должны были ввести новый налог для работодателей. Когда шли обсуждения, мы, представители бизнеса, заявили, что подадим в конституционный суд и за 5 минут выиграем это дело, потому что нельзя ввести новый налог без референдума, поэтому сейчас эта реформа приостановилась. Т.е. риска того, что кто-то, какое-то правительство вдруг задумает внести новый налог или увеличить налог, практически нет. Потому что это произойдет только если весь народ и государство договорятся и будет согласие большинства на введение какого-то конкретного налога. Так как все проголосуют на референдуме, государство не может отменить эту статью, потому что это будет политическим самоубийством. Поэтому можно уверенно говорить, что существующая налоговая система останется в будущем стабильной или станет еще более либеральной. Это значит, что как таковых налоговых рисков для инвесторов и для предпринимателей в Грузии не существует.

- В новостях звучала тема, связанная с одной из инициатив правительства о снижении налога для малого бизнеса, насколько я понимаю речь идет о ставке в 1 %, вместо 5% с оборота при упрощенной системе налогообложения. Насколько эта реальная инициатива, как вы думаете?

- Эту инициативу можно реализовать, но это не повлияет на экономику никак. Статус малого бизнеса, который сейчас прописан в кодексе, облагается 5%. Но налоги от малого бизнеса имеют ничтожную долю в экономике. То есть для тех людей, которые имеют статус малого бизнеса, это может быть очень важным. Но для экономики или финансового сектора Грузии это ничего не поменяет.

–Ну в любом случае для какого-то конкретного маленького торговца это может иметь значение.

-Конечно, снижение налогов, изменение административных норм и механизмов всегда очень полезно и очень позитивно для конкретных людей и стимулирует бизнес-активность. Но экономике Грузии это не принесет серьезных изменений.

Продолжение следует...



International Investment
Поделиться в Facebook