English  Русский

Mayor Lasha Komakhidze: "Batumi will become more comfortable for local people, tourists and investors"


A small country on the Black Sea coast - Georgia has already occupied significant places in world ratings for over a decade, attracting investors and tourists from the European Union, the countries of the former USSR, Turkey, Israel, the United Arab Emirates and other countries.

In the World Bank's rating on ease of doing business, Georgia took 16th place in 2017, 9th place in 2018. As previously reported by International Investment in 2017, the growth in the number of foreign tourists in Georgia was 18.8%, which is one of the highest results in Europe. In the TOP-4 steadily gaining popularity among Russian tourists, Georgia ranked first. The level of foreign investment in Georgia has also grown, and the growth of transactions in the real estate market outperformed the results of most European countries. A significant part of the overall success for Georgia was provided by the city of Batumi, Georgia's main seaside resort and undoubted leader in the intensity of construction, long loved by foreign tourists.

What to expect in the future from Batumi to tourists and investors? What are the prospects for the development of the city?

This was in an exclusive interview for International Investment told our colleague, a man with considerable experience in the field of analytics, investment and international activities - the new Mayor of Batumi, Lasha Komakhidze.

Lasha Komakhidze
Was born on September 17, 1974
In 1991 he graduated from Batumi secondary school №9
In 1997 he graduated from the Budapest Economic University (Faculty of Business Administration).
In 1998-2000 he worked in the Georgian Maritime Bank as a specialist in the department of analytics, and then as head of the investment department.
In 2001-2003 he worked as an advisor to the Chairman of the Government of the Autonomous Republic of Adjara, and then as secretary of the Economic Council.
In 2004-2008 he worked in private business.
In 2008-2016 he worked in international organizations and programs under the auspices of the United Nations
In 2016-2017 he held the post of Minister of Agriculture in Adjara AR.
In October 2017, the party "Georgian Dream - Democratic Georgia" was elected Mayor of Batumi.
He is married and has a son.


During the first four months of his stay in the mayor's chair, Lasha Komakhidze managed to put forward a number of significant initiatives for the development of the city and begin their implementation. One of them was the creation of a city development plan since for many years Batumi had no town-planning ideas, which significantly affected its appearance and convenience, taking the form of chaotic development. Now the plan and order should appear in this sphere.

Practicing developers have already noted that with the beginning of the activity of Lasha Komakhidze, the procedures for issuing documents to the mayor's office have significantly accelerated, and those that could have taken up to a month before are now taking place in a few days.


Marina Mitaishvili a representative of the international analytical magazine International Investment in Batumi had a talk with a mayor.

- Mr. Lasha, four months is a short period to ask about the results, so we ask you to tell our magazine "International Investments" what is planned to be done for the development of Batumi?

-The events that are being held to improve the tourist and investment climate of Batumi are part of the strategic plan for the development of our city.

One of the main directions of our strategy is the development of the historical part of Batumi, the so-called "old city". A couple of weeks ago, our initiatives were put to the public debate and widely covered in the media.

The old city is the zone most of all interested in tourists. In order to make this area even more attractive and interesting for tourists, we have planned the reconstruction and restoration of existing buildings and infrastructure. Including buildings that have the status of monuments of cultural heritage. We plan to achieve such a result, so that the historic district of the city becomes as attractive and interesting for visitors as possible. Around the monuments and buildings that have the status of monuments of cultural heritage, it is planned to create public cultural and economic centers. Previously, the owners and the city were faced with the problem of keeping these buildings in a good attractive form. We found such a solution.

If such a building is converted into a hotel or a cafe bar, it will automatically become the center of the public meeting, and, accordingly, the economic center, a source of income for the people living there.

Through cultural programs and activities, we will give new life to the old districts of the city. For example, we announced a program that enables people living in the houses of the old city to turn their yards into open cafes that will be of interest to the guests of the city. Those interested will be financed by the amount of 10,000 GEL, and they will purchase the necessary equipment, in particular, metal tables and chairs, which are not afraid of Batumi rains, coffee-making machines on the sand, etc. Small architectural elements will be recreated, which will underline the ineffable Batumi color.

In such courtyards, the guest of the city can drink coffee, taste local wine, Georgian cheese and join our gastronomic tradition. It's easy for residents of our city to offer guests.

So we want to ensure that the guest while reaching Batumi Square "Piazza", which is one of the attractions of Batumi, could look into the characteristic Batumi yards, sit down there, rest and have a snack. For guests, it will be interesting and for the owners, it will bring economic benefits.

Such contact of hosts and guests will allow tourists to get acquainted with the city better, dilute the visual impression with communication with local people, known for their hospitality.

So, we want to make from the courtyards full tourist facilities, where the biggest attraction is a man and a Batumi microclimate.


- Do you plan to hold more events in the old city?

-There is a plan, a city holiday - City Day, to take it to the old city, and also to move the date of the holiday, from September to April, since it was on April 28 that Batumi received the city status. We want to liven up the streets of the old city during this holiday.

During the celebration, the old names of streets and buildings will be marked, phaetons will ride in the streets instead of cars, and this will emphasize the atmosphere of the old holiday.

In the future, some of the streets of the old city will be closed to cars and become only pedestrian, as is customary in very many European cities. This will allow developing more street cafes and bars. In general, the development of the old city is given a lot of attention.

In addition, activities are planned in conjunction with the departments of tourism, education, culture and sports, and agriculture. We often co-host various events, for example on the "Europe" square - festivals of fish and wine, in conjunction with the Ministry of Agriculture. The "Gandagan" festival is organized by the Department of Tourism. These are spectacular, theatrical festivals that decorate the city. As our experience shows, such events are very attractive for tourists. This is only part of our plan, I think we can do a lot.


- How your plans for the old city can be useful for investors?

-Of course, the development program that we presented implies assistance to investors in organizing alternative housing for residents of the old city, as well as a number of measures for the transfer of buildings or long-term lease or ownership, in exchange for the obligations of their restoration and reconstruction. This program will be of interest to investors.

-In Batumi, a lot was done for a comfortable stay of guests. Many people speak of it as a very comfortable city. And if now, for example, in Spain and Italy, in some cities the authorities and local residents are unhappy with the influx of tourists, then they are always welcome to Batumi. Much has been done from the tourist point of view, but there is a shortage of services intended specifically for recreation with children. Although there are already such initiatives ...

-Batumi will become more comfortable for local people, tourists and investors. If the investors or organizers need some kind of support for such a service, mayor's office assistance will be provided.

-For Europe and even the former Union, it was mandatory to have an approved master plan in each city. Batumi did not have such a plan, which led to a chaotic development of the city. What do you plan to change in this matter?

-Recently, we have announced that a general development plan for Batumi will be drawn up, that is, the city will have a master plan for development, which will be the defining document for investors. With its help, investors, developers and residents of the city will receive information about where, how and in what direction the development of the city will take place, where what kind of development is relevant. It will bring more comfort to the lives of local people themselves and help investors to determine their priorities and plans. The next year will be active work on its preparation since it is necessary to take into account the numerous nuances for each district.

- Recently, the coastal villages of Gonio and Nizhni Kvariati have entered the city limits. They traditionally attract tourists with a very clean sea, beaches, and air. What is planned for the development of these areas?

-Before the Batumi Master Plan is ready, we will develop a plan for building regulation in old Batumi and Gonio-Kvariati. This is the same general plan, only for a separate, small territory, which will then become part of the general plan of the city. We will have regulatory plans for the construction of small territorial units, which will help investors because they need accurate information about where and what is allowed to build, where the object is most relevant, what facilities will be next. We plan to actively develop these territories.

-Will a new bridge be built at the mouth of the Chorokhi River, which will improve transport links with Gonio, Kvariati ,and Sarpi?

-Yes, I can confirm that work is being done in this direction, it will be built as a pedestrian bridge, which will be a continuation of the boulevard, as well as an automobile bridge that will be the continuation of the Batumi bypass road, its next stage, and will connect the city with the road to Sarpi. And this is also a very important step in the development of tourism. The bypass road, in turn, will enable transit transport not to enter the city, and accordingly, in the city, there will be fewer traffic flows and cleaner.

-What can you advise investors, in what business and in what areas to invest their capital in Batumi, and in the whole region?

-First of all, I advise you to study the potential of our city and region well. I do not separate the region from the city, because Batumi, together with other regions of Adjara, has a complete investment potential.

For example, a person is interested in the tourism business in Batumi. It can also be combined with a tourist interest in the Goderdzi resort, since Batumi is a priority for summer tourism, and the Goderdzi resort is for winter. And now, we have several proposals for the construction of summer and winter hotels and recreation complexes. So I advise investors to diversify their approach to studying the tourist potential of the city.

In addition, we want to develop light industry in the periphery of the city. This will not disrupt the tourist climate in the city and contribute to the development of enterprises. This is especially important for the new urban areas, so there is a potential for the development of both light industry and agriculture.

So for interested investors, there are different directions of investment and offers. I especially want to note the construction of large sports facilities in the city. The construction of the stadium and sports school has already begun. The palace of sports, rugby stadiums, football base in the Angis area are built. These five sports facilities enable the city to host large-scale sports events and competitions. By the way, as you know, this year Batumi accepts the international chess Olympiad. And this is also a serious factor for investors.

Medical tourism is developing at a great pace. Several large private clinics of various profiles were opened on the territory of the city. This is due to the fact that compared to neighboring countries, our health care prices are much lower. This can attract and interest the people of neighboring countries. In addition to medical care, they are also interested in the location of the city, the nature between the mountains and the sea creates a favorable microclimate for the treatment of various diseases and for recreation.


-Mr. Lasha, on the ease of obtaining a building permit, Georgia occupies one of the first places in the world. What do you need to get a building permit?

-The procedure is really simple. We need to submit the necessary documents to the architectural service of the city hall, looking at what kind of construction-hotel, apartment building or other facility. It is necessary to take into account several conditions, such as the 41st government decree on compliance with safety standards in construction. This applies to both fire safety and other standards. On the other hand, based on the project area, there will be questions about the architecture of buildings. The building permit will be issued without various bureaucratic delays in the shortest possible time. Usually, the term of consideration of an architectural project does not exceed one and a half months, and the issue of issuing a building permit takes about a week.

-Why will investments be profitable for investors?

-Batumi is one of the fastest and dynamically developing cities not only in Georgia but also in the whole Transcaucasia. It has a huge potential, it is on the Black Sea and is growing rapidly as a sea resort. In addition to the hotels of the world's brands, there are many small private hotels that provide an opportunity to receive more and more tourists every year. At the same time, the city is located at two-three hour distance from the mountain resorts. In spring there are periods when a tourist can enjoy a warm rest at sea and then ride skies in the mountains. Batumi is on the border with Turkey, which gives the opportunity for the holidaymaker to enjoy not only the beauty of Georgia but also at any time will move to a neighboring country. In the city, there are all types of transport communications - air, sea, rail, road. Also, there is maximum accessibility to this developed infrastructure. So, the city has a huge versatile potential and it becomes more and more interesting and attractive for visitors.

-What would you like to wish our readers?

-Of course, I wish you success. 2018 has recently begun and I wish you that this year be better than the previous in all areas of your life, I wish the good, prosperity and fulfillment of all plans that were conceived.


International Investments
Поделиться в Facebook

English  Русский

Мэр Батуми Лаша Комахидзе: "Город станет еще комфортнее для его жителей, туристов и инвесторов”


Небольшая страна на берегу Черного моря – Грузия уже более десяти лет занимает значимые места в мировых рейтингах, привлекая к себе инвесторов и туристов из Евросоюза, стран бывшего СССР, Турции, Израиля, ОАЭ и других стран.

В рейтинге Всемирного Банка по легкости ведения бизнеса Грузия заняла в 2017 году 16-е место, а в 2018 – 9-е. Как ранее сообщали эксперты International Investment, в 2017 году рост числа иностранных туристов в Грузии составил 18,8%, что является одним из наиболее высоких результатов в Европе. В ТОП-4 стабильно набирающих популярность у российских туристов стран Грузия заняла первое место. Вырос также и уровень иностранных инвестиций в Грузию, а рост числа сделок на рынке недвижимости опередил по своим показателям результаты большинства европейских государств.

Значительную часть общего для всей Грузии успеха обеспечил город Батуми – главный морской курорт Грузии и несомненный лидер по интенсивности строительства, давно полюбившийся иностранным туристам.

Что ожидать в будущем от Батуми туристам и инвесторам? Каковы перспективы развития города?

Об этом в эксклюзивном интервью для International Investment рассказал наш коллега, человек с немалым опытом работы в сфере аналитики, инвестиций и международной деятельности - новый мэр города Батуми Лаша Комахидзе.

Лаша Комахидзе
Родился 17 сентября 1974 года
В 1991 году закончил Батумскую среднюю школу №9
В 1997 году закончил Будапештский экономический университет (факультет бизнес-администрирования).
В 1998-2000 годах работал в «Грузинском морском банке» специалистом в отделе аналитики, а затем начальником отдела инвестиций.
В 2001-2003 году работал советником Председателя Правительства Аджарской автономной республики, а затем секретарем экономического совета.
В 2004-2008 годах работал в частном бизнесе.
В 2008-2016 годах работал в международных организациях и программах под эгидой ООН
В 2016-2017 годах занимал пост министра сельского хозяйства в Аджарской АР.
В октябре 2017 года был избран мэром города Батуми от партия «Грузинская мечта – Демократическая Грузия».
Женат, воспитывает сына.


За первые четыре месяца своего пребывания в кресле мэра Лаша Комахидзе успел выдвинуть ряд значимых инициатив для развития города и начать их реализацию. Одной из них стало создание плана развития города, так как уже на протяжении многих лет Батуми не имел градостроительных планов, что существенно сказывалось на его внешнем виде и удобстве, принимая формы хаотичной застройки. Теперь в этой сфере должен появиться план и упорядоченность.

Застройщики, ведущие свою деятельность в Батуми, уже отметили, что с началом деятельности Лаши Комахидзе на посту мэра существенно ускорились процедуры оформления документов в мэрии, и те из них, на которые раньше могло уйти до месяца, теперь протекают за несколько дней.


С мэром беседовала Марина Митаишвили, представитель международного аналитического журнала International Investment в г. Батуми.

-Господин Лаша, четыре месяца это довольно небольшой период чтобы спрашивать о результатах, поэтому мы просим рассказать нашему журналу «Международные инвестиции», что планируется сделать для развития Батуми?

-Те мероприятия, которые сейчас проводятся для улучшения туристического и инвестиционного климата Батуми, являются частью стратегического плана развития нашего города.

Одно из главнейших направлений нашей стратегии - развитие исторической части Батуми, так называемого «старого города». Пару недель назад наши инициативы были вынесены на обсуждение городской общественности и широко освещены в масс-медиа.
Старый город - это та зона, которая больше всего интересует туристов. Для того, чтобы сделать этот район ещё более привлекательным и интересным для туристов, мы запланировали реконструкцию и реставрацию существующих зданий и инфраструктуры. В том числе зданий имеющих статус памятников культурного наследия. Мы планируем добиться такого результата, чтобы исторический район города стал максимально привлекательным и интересным для посетителей. Вокруг памятников и зданий, имеющих статус памятников культурного наследия, планируется создать общественные культурно-экономические центры. Раньше собственники и город сталкивались с проблемой сохранения этих зданий в хорошем привлекательном виде. Мы нашли такое решение.

Если подобное здание будет переделано под гостиницу или кафе-бар, оно автоматически станет центром собрания общественности, и, соответственно, экономическим центром, источником дохода для проживающих там людей.

Путем проведения культурных программ и мероприятий мы дадим новую жизнь старым районам города. Например, мы анонсировали программу, по которой даётся возможность живущим в домах старого города людям превратить свои дворы в открытые кафе, которые будут интересны для гостей города. Желающие будут профинансированы суммой в 10 000 лари, и на эти деньги приобретут необходимый инвентарь, в частности металлические столы и стулья, которым не страшны батумские дожди, аппараты для приготовления кофе на песке и т.д. Будут воссозданы небольшие архитектурные элементы, которые подчеркнут непередаваемый батумский колорит.

В таких двориках гость города сможет выпить кофе, попробовать местное вино, грузинский сыр и приобщится к нашей гастрономической традиции. Это легко смогут предложить гостям жители нашего города.

Так мы хотим добиться, чтобы гость, пока дойдёт до батумской площади «Пьяцца», являющейся одной из достопримечательностей Батуми, мог заглянуть в характерные батумские дворы, присесть там, передохнуть и перекусить. Для гостей это будет интересно, а для хозяев принесет экономическую выгоду.

Такой контакт хозяев и гостей позволит туристам лучше ознакомиться с городом, разбавить визуальные впечатление с общением с батумцами, известными своим гостеприимством.

Итак, мы хотим из двориков сделать полноправные туристические объекты, где самой большой достопримечательностью будет человек и батумский микроклимат.


-Вы планируете больше мероприятий проводить в старом городе?

Есть замысел, городской праздник – День города, перенести в старый город, а также перенести дату праздника, с сентября на апрель, так как именно 28 апреля Батуми получил статус города. Хотим этим общим праздником оживить улицы старого города.
Во время празднования будут обозначены старые названия улиц и зданий, на улицах вместо автомобилей будут ездить фаэтоны, и этим будет подчёркнута атмосфера старого праздника.

В перспективе, некоторые из улиц старого города будут закрыты для автомобилей и станут только пешеходными, как это принято в очень многих городах Европы. Это позволит больше развиваться уличным кафе и барам. В общем, развитию старого города дан серьёзный акцент.
Кроме этого, запланированы мероприятия, совместно с департаментами туризма, образования, культуры и спорта, сельского хозяйства. Мы часто совместно проводим различные мероприятия, например на площади «Европы» - фестивали рыбы и вина, совместно с министерством сельского хозяйства. Фестиваль «Гандагана» организовывает Департамент туризма. Это зрелищные, театрализованные фестивали, которые украшают город. Как показывает наш опыт, подобные мероприятия очень притягательны для туристов. Это только часть нашего плана, думаю удастся сделать многое.


-Чем Ваши планы в отношении старого города могут быть полезны инвесторам?

-Естественно, программа развития, которую мы презентовали, подразумевает, помощь инвесторам в организации строительства альтернативного жилья для жителей старого города, а также ряд мер по передаче зданий или в долгосрочную аренду, или в собственность, взамен на обязательства их реставрации и реконструкции. Эта программа будет интересна для инвесторов.

- В Батуми много сделано для комфортного отдыха в нем гостей. Многие отзываются о нем, как о очень комфортном городе. Много сделано с туристической точки зрения, но есть дефицит сервиса предназначенного именно для отдыха с детьми. Хотя сейчас уже появляются такие инициативы…

- Наша задача, чтобы в Батуми было комфортно местным жителям, туристам и инвесторам. Если со стороны мэрии нужна или требуется какая либо поддержка инвесторам или организаторам такого сервиса, то естественно помощь будет оказана.

- Для Европы и даже бывшего Союза было обязательным наличие в каждом городе утвержденного генерального плана. В Батуми такого плана не было, что привело к хаотичной застройке города. Что Вы планируете изменить в этом вопросе?

-Недавно мы анонсировали, что будет составлен генеральный план развития Батуми, то есть у города будет генеральный план развития, который будет определяющим документом для инвесторов. С его помощью инвесторы, застройщики и жители города будут получать информацию, где, как и в каком направлении будет проходить развитие города, где какая застройка актуальна. Это внесет больше комфорта в жизнь самих батумцев и поможет инвесторам определить свои приоритеты и планы. Ближайший год будет вестись активная работа по его подготовке, так как нужно учесть многочисленные нюансы по каждому району.

- С недавнего времени прибрежные поселки Гонио и Нижний Квариати вошли в черту города. Они традиционно привлекают туристов очень чистым морем, пляжами и воздухом. Что планируется сделать для развития этих районов?

- До того, как будет готов Генеральный план Батуми, мы разработаем план регуляции застройки в старом Батуми и Гонио-Квариати. Это тот же генплан, только для отдельной, малой территории, который затем станет частью общего генплана города. У нас будут регулятивные планы застройки малых территориальных единиц, что поможет инвесторам, ведь им нужна точная информация где и что разрешается строить, где какой объект наиболее актуален, какие объекты будут рядом. Мы планируем активно развивать эти территории.

- Будет ли построен новый мост у устья реки Чороха, что улучшит транспортное сообщение с Гонио, Квариати и Сарпи?

-Да, могу подтвердить, что проводятся работы и в этом направлении, будет построен как пешеходный мост, который будет продолжением бульвара, так и автомобильный, который будет продолжением батумской объездной дороги, его следующим этапом, и соединит город с дорогой в Сарпи. И это тоже очень важный шаг в развитии туризма. Объездная дорога, в свою очередь, даст возможность транзитному транспорту не заезжать в город, и соответственно в городе будет меньше транспортных потоков и чище.

- Что можете посоветовать инвесторам, в какой бизнес и по каким направлениям вкладывать свой капитал в Батуми, и в целом в регионе?

- В первую очередь, естественно, советую хорошо изучить потенциал нашего города и региона. Я не отделяю регион от города, потому что Батуми совместно с другими районами Аджарии имеет целостный инвестиционный потенциал.

Например, человек заинтересован туристическим бизнесом в Батуми. Его можно совместить также с туристическим интересом к курорту Годердзи, так как Батуми является приоритетным для летнего туризма, а курорт Годердзи - для зимнего. Вот и сейчас, у нас есть несколько предложений, по строительству летних и зимних гостиниц и комплексов отдыха. Так что советую инвесторам разносторонне подойти к изучению туристического потенциала города.

Кроме того, мы хотим развить лёгкую промышленность в периферийной части города. Это не нарушит туристический климат в городе и посодействует развитию предприятий. Особенно это значимо для новых городских территорий, так есть потенциал для развития как легкой промышленности, так и сельского хозяйства.

Так что для интересующихся инвесторов есть различные направления инвестирования и предложения. Особенно хочу отметить строительство крупных спортивных объектов в городе. Началось строительство стадиона и спортшколы. Построен дворец спорта, регбийные стадионы, футбольная база в районе Ангиса. Эти пять спортивных объектов дают возможность городу принимать масштабные спортивные мероприятия и соревнования. Между прочим, как вы знаете, в этом году Батуми принимает международную шахматную олимпиаду. И это тоже серьёзный фактор для инвесторов.

Большими темпами развивается медицинский туризм. На территории города открылось несколько крупных, частных клиник разного профиля. Это обусловлено тем, что по сравнению с соседними странами у нас цены на медобслуживание значительно ниже. Этим можно привлечь и заинтересовать население соседних стран. Кроме медобслуживания их заинтересует и местоположение города, природа между горами и морем создаёт благоприятный микроклимат для лечения различных заболеваний и для отдыха.


- Господин Лаша, по лёгкости получения разрешения на строительство, Грузия занимает одно из первых мест в мире. Что нужно для получения разрешения на строительство?

- Процедура действительно проста. Нужно представить необходимые документы в архитектурную службу мэрии города, смотря какое строительство- гостиница, жилой дом или другой объект. Обязательно нужно учесть несколько условий, как например, 41-е постановление правительства о соблюдении норм безопасности на строительстве. Это касается как пожарной безопасности так и других норм. С другой стороны, исходя из зоны расположения проекта, будут вопросы по архитектуре зданий. Но разрешение на строительство будет выдано без различных бюрократических проволочек в кратчайшее время. Обычно срок рассмотрения архитектурного проекта не превышает полутора месяцев, а вопрос по выдаче разрешения на строительство занимает около недели.

- Почему вложения будут выгодны инвесторам?

- Батуми один из быстро и динамично развивающихся городов не только в Грузии но и в целом в Закавказье. У него есть огромный потенциал, он находится на Чёрном море и бурно растёт как морской курорт. Кроме отелей мировых брендов есть много небольших частных гостиниц, которые дают возможность с каждым годом принимать всё больше туристов. В то же время, город находится на двух-трёх часовом расстоянии от горных курортов. Весной есть периоды, когда турист может одновременно насладиться тёплым отдыхом на море, а затем покататься в горах на лыжах. Батуми находится на границе с Турцией, что даёт возможность отдыхающему насладиться не только красотой Грузии , но и в любое время переместится в соседнюю страну. В городе существуют все типы транспортных коммуникаций - воздушный, морской, железнодорожный, автомобильный. В городе существует максимальная доступность к этой развитой инфраструктуре. Итак, у города имеется огромный разносторонний потенциал и он становиться всё более интересен и привлекателен для посетителей.

- Что пожелаете нашим читателям?

- Естественно, желаю успехов. Недавно начался 2018 год, пожелаю вам , чтобы он был лучше предыдущего во всех сферах вашей жизни, желаю добра , процветания и исполнения всех планов, которые были задуманы.

International Investment
Поделиться в Facebook