English   Русский  

Will Georgia Become Caucasian Switzerland?

Will Georgia Become Caucasian Switzerland?

The political crisis of recent months has directly or indirectly affected many states of the world. In times of high-profile political slogans and economic difficulties, Georgia continues to choose the path of creating the most comfortable conditions for business. Today this small state attracts investors from all over the world. Thanks to this interest, cash flows to the country have intensified. Georgia has now received a powerful impetus to accelerate economic growth.

The balanced political position of Georgia makes it a mecca for investors and expats from various countries - people come here to live from Russia, Ukraine, Belarus, Europe, the Gulf countries, Israel, Canada and America. The country has become an area of peace and tranquility of European content.

Georgia, one of the few in the post-Soviet space, was able to become an investment-attractive country back in the 2000s with the help of unprecedented reforms, tax cuts, and the creation of special conditions for business.

“The level of development of democracy and freedoms in Georgia is one of the highest in Eastern Europe. Compare Georgia's place in international rankings and just look at the news feeds of our country and compare with others. This is also very important for understanding the level of business investment protection.”

David Chkonia, co-founder and director of the Legal Consulting Center


In 2020, Georgia entered the top 5 best countries in terms of economic freedom according to the Cato Institute, in 2022 it was in the top 30 best countries in the world according to Heritage. And also in 2020, it was included in the top 20 countries for business according to the Best European Countries for Business rating and in the top 50 countries with the lowest level of corruption in state bodies according to the Corruption Perceptions Index. Also in 2019, Georgia was ranked 6th in the World Bank’s Doing Business ranking, ranked high for the region in the Global Innovation Index, and ranked 51st in the sustainability ranking.

Soft tax regime and benefits for business


The tax burden in Georgia is one of the lowest in Europe. Individuals pay only one tax - income tax 20%. This makes the tax system simple, understandable and clear. The VAT rate here is 18%. For companies there is a 15% income tax. When receiving dividends, an individual pays a tax of 5%, and when reselling real estate - 5% of the profit, if less than 2 years have passed since the purchase. If more has passed, then it is exempt from taxes.


There are taxes, but later

Payment of income tax is deferred for businesses in Georgia. That is, if the company does not pay out the profit received during the year to its beneficiaries as dividends, but reinvests it in further business, then there is no need to pay tax. Liabilities under it will become relevant only if profits are withdrawn from the company.

A similar, favorable business regime exists for paying VAT when it comes to the tourism sector. Companies in the tourism sector, when selling hotel facilities, can receive an installment plan for paying VAT for 10 years.

No tax increase forever


Raising taxes in the country can only be the decision of a popular referendum, this rule is spelled out in the Constitution. And such a measure reduces the risks of changing the taxation system to a minimum. It is highly unlikely that the majority of the country's population will vote in favor of raising tax rates or introducing new taxes. Which, of course, gives confidence in the investment climate.

No bureaucracy


Public services have high standards that allow you to open a company or individual entrepreneur in Georgia in one day, register a property in one day, coordinate an architectural project in a month and obtain a building permit. Most of the controlling and auditing organizations were liquidated more than fifteen years ago, which reduced corruption to zero and created the necessary conditions for business development.

According to those who have already encountered bureaucratic procedures, here the entire state system is designed for support, “it is with you, not against you”:

“I am not sure there is such a word, but “sympathetic” would fit. Or empathy. At first you sit with an absolute lack of understanding of what to do and the fear of making a mistake, and then you relax, because the employees prompt, help".

Klim Chernyshev, opened an individual entrepreneur in Georgia in the direction of "software development"


Special conditions for IT


Preferential taxation conditions are available in Georgia for IT companies. Having the status of "Virtual Zone Companies" they are exempt from taxes for 1 year. Also, they do not have export duties on software exported from the customs territory of Georgia. And all costs associated with exporting software outside or within Georgia are deducted from the company's gross income. Companies operating in the virtual zone in Georgia do not need licenses, permits or regulations. The validity period of the "Virtual Zone Company" certificate can be renewed annually.

According to experts, now IT specialists are relocating to Georgia, leaving their countries for economic, political reasons or due to hostilities. Many companies have moved their business to this country in whole or in separate departments. The growth in the number of IT companies and specialists will stimulate the development of this industry in the country. Perhaps Georgia will soon have its own “silicon valley”.

Free trade with the EU


Business in the country is also attracted by the opportunity to take advantage of the agreement between Georgia and the EU on the "Deep and Comprehensive Free Trade Area" (2014), which allows duty-free export of products to European markets. Also, free trade agreements have been concluded with China, Hong Kong, the CIS and Turkey, with the USA, Canada, Japan, Norway and Switzerland. An agreement with Israel and India is under consideration.

Thanks to these advantages, various types of business are actively developing in Georgia, including construction. In recent years, premium and elite level objects have appeared in the country, including closed residential complexes with a European level of quality, service and a guaranteed income of 8% per annum prescribed in the sales contract. The capitalization of exclusive properties is 20% per year due to the shortage of this segment in the market and high demand among the establishments from different countries. These are unprecedented rates of return compared to similar properties in European countries with a jaded market and high taxes.

Neutrality and independence


"Georgian Post" took the first place among the postal operators of the world in the delivery of humanitarian aid to Ukraine. With its help, as of April 1,400 tons were sent. This is more than sent by the post of any other country. Georgia has also become one of 14 countries that allow individuals and legal entities to send parcels to recipients in Ukraine for free.


At the same time, Georgia remains neutral and has repeatedly stated that it will not impose sanctions against Russia. This was stated by Prime Minister Irakli Garibashvili.

“I want to clarify again. There will be no economic sanctions imposed by Georgia on Russia. We, our team, proceed from the national interests of our country, from the interests of our people. Our policy is peace oriented. We want peace, stability and development. This is what our country needs today, no one needs war. Any patriotic ruler must do everything to avoid war."

Thanks to its balanced position, Georgia is becoming popular among expats from Russia, Ukraine, Belarus, Europe, the Gulf countries, even Canada and America. In fact, now Georgia has taken on a role similar to that of Switzerland during the Second World War - an oasis of peace and tranquility in a blazing Europe.

Georgia constantly emphasizes its commitment to European values ​​and is little dependent on Russian exports and imports - in 2021, Russia accounted for 14.4% of Georgia's exports and 10.2% of imports. At the same time, unlike many European countries, Georgia buys gas from Azerbaijan, and not from Russia. The country also has a transit corridor through which 1.6% of the world's oil and gas transit passes.


Simple naturalization


Most foreigners can freely enter Georgia and stay in the country 365 days a year without obtaining a residence permit or any other documents. You don't even need to register at the place of residence. When 365 days expire, you can simply cross the border with any other state and enter again on the same day. You can work in the country without special permits. And the purchase of real estate worth more than 100 thousand dollars gives the right to obtain a residence permit. After 7 years of residence on a residence permit, you can obtain citizenship, but you will have to pass an exam for knowledge of the language. But Georgian citizenship gives the right to visa-free entry to EU countries.


The influx of foreigners into the country stirred up rental prices - growth in the first quarter of 2022 has already amounted to 50%, and this trend, according to experts, will continue. Foreigners from different parts of the world increase the number of qualified personnel in the labor market with experience in international companies. Such "fresh blood" has a positive effect on the quality of service and business development in the country, new companies are opening, the number of jobs is increasing, and the inflow of investments into the country is growing.

The economy grows despite restrictions and challenges


Even during the period of pandemic restrictions in 2021, foreign direct investment (FDI) entered the country, their number not only did not decrease, but doubled. If in 2020 the volume of foreign direct investment amounted to $572 million, then in 2021 it will be $1.153 billion. The inflow of equity capital and reinvestment have increased.

Most of the investments are from large investors, their share in total FDI amounted to 69.8%. The top 5 countries by FDI looks like this:

1 UK - $596.6 million (51.8%)
2 The Netherlands - $125.9 million (10.9%)
3 Czech Republic - $ 81.8 million (7.1%),
4 Turkey — $64.7 million (5.6%),
5 Russia — $58.6 million (5.1%).

The five largest sectors are finance, entertainment and leisure, industry, energy and real estate.

Also in January 2022, the country's foreign trade increased by 41.2% and amounted to $1.1 billion compared to the same period last year. And exports increased by 47.6% to 331.3 million US dollars compared to the same period last year.

Real GDP growth in Georgia in January amounted to 18%, in February 2022 - 14.6% compared to the same period of the previous year, according to the Statistics Department of Georgia. And the average GDP growth rate for January-February 2022 was 16.3%. Economic resilience was also underlined by double-digit real GDP growth of 10.6% in 2021 as the economy then outperformed 2019 levels by 3.2% despite the challenges caused by the pandemic.
According to the government's economic program, the authorities are going to move to an aggressive policy of attracting foreign investment and re-positioning the country for foreign investors. In particular, they plan to adopt a new Law on Entrepreneurs, reflecting the requirements of EU regulations. This will bring Georgian corporate law closer to EU legislation.

According to experts from International Investment, the above benefits and dividends from them are the result of a well-adjusted course of the state to attract investors to the region. The authorities have been successfully adhering to this course for more than 10 years. Given the tightening of restrictions due to the next political crisis in Europe, the tightening of migration laws, financial audits and taxation, Georgia is becoming one of the most interesting financial hubs in the region. And political neutrality makes the region safe and interesting for investors.
Поделиться в Facebook

English   Русский  
Станет ли Грузия Кавказской Швейцарией?

Фото: Unsplash

Политический кризис последних месяцев прямо или косвенно затронул многие государства мира. Во времена громких политических лозунгов и экономических сложностей Грузия по-прежнему выбирает путь создания максимально комфортных условий для бизнеса. Сегодня это небольшое государство привлекает инвесторов со всего мира. Благодаря этому интересу денежные потоки в страну активизировались. Грузия сейчас получила мощный толчок для ускорения экономического роста. Взвешенная политическая позиция Грузии делает ее меккой для инвесторов и экспатов из различных стран — сюда приезжают жить из России, Украины, Беларуси, Европы, стран Персидского залива, Израиля, Канады и Америки. Страна стала ареалом мира и спокойствия европейского континента.

Грузия одна из немногих в постсоветском пространстве смогла стать инвестиционно-привлекательной страной еще в нулевых годах с помощью беспрецедентных реформ, снижения налогов, создания особых условий для бизнеса.

«Уровень развития демократии и свобод в Грузии — один из наиболее высоких в восточной Европе. Сравните место Грузии в международных рейтингах и просто посмотрите на новостные ленты нашей страны и сравните с другими. Это тоже очень важно для понимания уровня защиты бизнес-инвестиций».

Давид Чкония, соучредитель и директор холдинга Legal Consulting Center

В 2020 году Грузия вошла в топ-5 лучших стран по степени экономической свободы по версии Cato Institute, в 2022 — в топ-30 лучших стран мира по версии Heritage. А также в 2020 году вошла в 20 лучших стран для бизнеса согласно рейтингу Best European Countries for Business и в топ-50 стран с самым низким уровнем коррупции в госорганах по версии Corruption Perceptions Index. Также в 2019 году Грузия заняла 6-ю позицию в рейтинге Doing Business Всемирного банка, получила высокую оценку для региона в Глобальном инновационном индексе и заняла 51 место в рейтинге устойчивого развития.

Мягкий налоговый режим и льготы для бизнеса


Налоговая нагрузка в Грузии — одна из самых низких в Европе. Физические лица платят только один налог – подоходный налог 20%. Это делает налоговую систему простой, понятной и четкой. Ставка НДС здесь 18%. Для компаний существует 15%-й налог на прибыль. Физическое лицо при получении дивидендов платит налог 5%, а при перепродаже недвижимости – 5% с прибыли, если с момента покупки прошло менее 2 лет. Если прошло больше, то от налогов он освобождается.



Налоги есть, но потом


Оплата налога на прибыль носит для бизнеса в Грузии отложенный характер. То есть, если полученную за год прибыль компания не выплачивает своим бенефициарам в качестве дивидендов, а реинвестирует ее в дальнейшее ведение бизнеса, то налог платить не нужно. Обязательства по нему станут актуальными, только если прибыль будет выводиться из компании.

Аналогичный, благоприятный режим для бизнеса существует и при оплате НДС, если речь идет о туристическом секторе. Компании туристического сектора при продаже отельных объектов могут получить рассрочку на оплату НДС на 10 лет.

Никакого повышения налогов навсегда


Повысить налоги в стране могут только решением всенародного референдума, эта норма прописана в Конституции. А такая мера сводит риски на изменение системы налогообложения к минимуму. Весьма маловероятно, что большинство населения страны проголосует за поднятие налоговых ставок или введение новых налогов. Что, конечно, придает уверенности в инвестиционном климате.

Никакой бюрократии


У государственных сервисов — высокие стандарты, которые позволяют, открыть в Грузии компанию или ИП за один день, оформить недвижимость за один день, за месяц согласовать архитектурный проект и получить разрешение на строительство. Большинство контролирующих и проверяющих организаций были ликвидированы более пятнадцати лет назад, что снизило коррупцию до нуля и создало необходимые условия для развития бизнеса.

По словам тех, кто уже сталкивался с бюрократическими процедурами, здесь вся государственная система рассчитана на поддержку, «она с тобой, а не против тебя»:

«Не уверен, что есть такое слово, но «участливость» бы подошло. Или эмпатия. Сначала сидишь с абсолютным непониманием что делать и страхом допустить ошибку, а потом расслабляешься, потому что сотрудники подсказывают, помогают».

Клим Чернышев, открыл в Грузии ИП по направлению «разработка ПО»

Особые условия для IT


Льготные условия налогообложения доступны в Грузии для IT-компаний. Имея статус «Компании виртуальной зоны» они на 1 год освобождаются от налогов. Также для них отсутствуют экспортные пошлины на программное обеспечение, вывозимое с таможенной территории Грузии. А все расходы, связанные с экспортом программного обеспечения за пределы или в пределах Грузии, вычитаются из валового дохода компании. Компаниям, работающим в виртуальной зоне в Грузии, не нужны лицензии, разрешения или нормативные документы. Срок действия сертификата «компании виртуальной зоны» можно пролонгировать ежегодно.

Как отмечают эксперты, сейчас в Грузию релоцируются IT-специалисты, покидающие свои страны по экономическим, политическим причинам или в силу боевых действий. Многие компании перевезли свой бизнес в эту страну целиком или отдельными департаментами. Рост числа IT-компаний и специалистов простимулирует развитие этой отрасли в стране. Возможно, скоро в Грузии появится своя «силиконовая долина».

Свободная торговля с ЕС


Бизнес в стране также привлекает возможность воспользоваться соглашением между Грузией и ЕС о «Глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли» (2014), позволяющем беспошлинно экспортировать продукцию на европейские рынки. Также соглашения о свободной торговле заключено с Китаем, Гонконгом, СНГ и Турцией, с США, Канадой, Японией, Норвегией и Швейцарией. Соглашение с Израилем и Индией находится на рассмотрении.

Нейтралитет и независимость


«Почта Грузии» заняла первое место среди почтовых операторов мира по доставке гуманитарной помощи в Украину. С ее помощью по данным на 1 апреля переслали 400 тонн. Это больше, чем отправила почта любой другой страны. Грузия также стала одна из 14 стран, которые позволяют физическим и юридическим лицам бесплатно отправлять посылки получателям в Украину.



При этом Грузия сохраняет нейтралитет и неоднократно заявляла, что не будет вводить санкции против России. Об этом заявил премьер-министр Ираклий Гарибашвили:
«Еще раз хочу пояснить. Введения экономических санкции со стороны Грузии в отношении России не будет. Мы, наша команда, исходим из национальных интересов нашей страны, из интересов нашего народа. Наша политика ориентирована на мир. Мы хотим мира, стабильности и развития. Это нужно сегодня нашей стране, война никому не нужна. Любой правитель-патриот должен делать все, чтобы избежать войны».

Благодаря своей взвешенной позиции Грузия становится популярной среди экспатов из России, Украины, Беларуси, Европы, стран Персидского залива, даже Канады и Америки. По сути сейчас Грузия взяла на себя роль, аналогичную функции Швейцарии во время второй мировой войны — оазиса мира и спокойствия в полыхающей Европе.

Грузия постоянно подчеркивает свою приверженность европейским ценностям и мало зависит от российского экспорта и импорта — в 2021 году на долю России приходилось 14,4% экспорта Грузии и 10,2% импорта. При этом, в отличие от многих европейских государств, газ Грузия закупает у Азербайджана, а не у России. В стране также расположен транзитный коридор, через который проходит 1,6% мировых объемов транзита нефти и газа.



Легкая натурализация


Большинство иностранцев может свободно въезжать в Грузию и находиться в стране 365 дней в году без оформления вида на жительства или каких-то других документов. Не нужна даже регистрация по месту жительства. Когда 365 дней истекут, можно просто пересечь границу с любым другим государством и въехать снова в тот же день. Работать в стране можно без специальных разрешений. А покупка недвижимости стоимостью от 100 тысяч долларов дает право получить вид на жительство. Через 7 лет проживания по ВНЖ можно получить гражданство, но придется сдать экзамен на знание языка. Зато грузинское гражданство дает право на безвизовый въезд в страны ЕС.

Приток в страну иностранцев всколыхнул цены на аренду — рост в первом квартале 2022 года уже составил 50% и эта тенденция, согласно прогнозам экспертов, продолжится. Иностранцы с разных уголков мира увеличивают число квалифицированных кадров на рынке труда с опытом работы в международных компаниях. Такая «свежая кровь» благоприятно влияет на качество сервиса и развитие бизнеса в стране, открываться новые компании, увеличивается число рабочих мест, растет приток инвестиций в страну.



Экономика растет, несмотря на ограничения и вызовы


Даже в период пандемийных ограничений 2021 года в страну поступали прямые иностранные инвестиции (ПИИ), их количество не только не уменьшилось, оно удвоилось. Если в 2020 году объем прямых иностранных инвестиций составил $572 млн, то в 2021 — $1,153 млрд. Выросли приток акционерного капитала и реинвестирование.

Большая часть инвестиций — от крупных инвесторов, их доля в общем объеме ПИИ составила 69,8%. Топ-5 стран по ПИИ выглядит так:

1 Великобритания — $ 596,6 млн (51,8%),
2 Нидерланды — $ 125,9 млн (10,9%),
3 Чехия— $ 81,8 млн (7,1%),
4 Турция — $ 64,7 млн (5,6%),
5 Россия — $ 58,6 млн (5,1%).
Пять крупнейших секторов — финансы, сфера развлечений и отдыха, промышленность, энергетика и недвижимость.

Также в январе 2022 года внешняя торговля страны увеличилась на 41,2% и составила 1,1 млрд долларов США по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А экспорт увеличился на 47,6% до 331,3 млн долларов США по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Реальный рост ВВП Грузии в январе составил 18%, в феврале 2022 года — 14,6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, сообщает Статистический департамент Грузии. А средний показатель роста ВВП за январь-февраль 2022 года составил 16,3%. Экономическая устойчивость также была подчеркнута двузначным ростом реального ВВП на 10,6% в 2021 году, поскольку экономика тогда превысила уровень 2019 года на 3,2% несмотря на вызванные пандемией сложности.

Согласно экономической программе правительства, власти собираются перейти к агрессивной политике привлечения иностранных инвестиций и по-новому позиционировать страну для иностранных инвесторов. В том числе планируют принять новый Закон о предпринимателях, отражающий требования нормативных актов ЕС. Это приблизит корпоративное право Грузии к законодательству ЕС.

Как отмечают эксперты International Investment, перечисленные преимущества и дивиденды от них — следствие четко выверенного курса государства на привлечение в регион инвесторов. Этого курса власть успешно придерживается уже более 10 лет. С учетом ужесточения ограничений из-за очередного политического кризиса в Европе, ужесточения миграционных законов, финансовых проверок и налогообложения, Грузия становится одним из наиболее интересных финансовых хабов региона. А политический нейтралитет делают регион безопасным и интересным для инвесторов.
Поделиться в Facebook